Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно — веды. В «Ригвёде» (одной из четырех вед), создание которой ученые датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры, упоминается и о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества.
Приводятся поэтические гимны, воспевающие красоту природы, появляются попытки постичь тайны окружающего мира и жизни человека.
Ряд ученых возводят происхождение йоги к цивилизации Мохенджодаро и Харалпы (III—II тысячелетия до н. э.) на основании того, что во время раскопок" в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые сидели в позах йоги. В дальнейшем постепенно появляются отдельные комплексы физических упражнений (асан), которые в течение тысячелетий проходят апробацию и испытываются в различных условиях разными людьми. А народная мудрость сохраняет лишь самое ценное и самое полезное. Так появляется стройное учение — йога — путь психофизического самосовершенствования.
В Индии, как и вообще на Востоке, существует традиция, по которой йога может передаваться лишь от учителя (гуру) непосредственно ученику (чёля), следуя строгим правилам йогов: от простого к сложному. Такая непосредственная передача знаний позволяет сохранить учение в неприкосновенности и оградить его от искажений. Учитель, который на собственном опыте испытал методы йоги, строго следил за своим учеником, по мере того как тот осваивал данное учение, и следил за его нравственным совершенствованием. Это был долгий, кропотливый путь, на котором физическое укрепление здоровья неразрывно переплеталось с воспитанием морально-этической чистоты.В этом, на наш взгляд, заключается научный подход к воспитанию вообще.
Нередко на Западе, да и в нашей стране тоже, пытаются исказить йогу, нарушают методические принципы, следуя скоростными путями и средствами, не изучив одного вопроса, переходят к другому. Отделяют физическое совершенствование человека от психического и духовного развития. Тем самым лишают это учение его рационального зерна.
Тот факт, что учение йоги в своем совершенном виде дошло до наших дней, говорит о его рациональности и целесообразности для современного общества. Оно имеет тысячелетний эмпирический опыт, точное физиологическое обоснование и заслуживает бережного отношения, сохранения всех традиционных и методических принципов, которые подарила нам эта мудрая система.
В Индии йогов можно разделить на две группы: йоги-философы и йоги-практики. Йоги-практики уделяют внимание в основном одному из аспектов учения йоги, а именно Хатха-йоге. При этом йоги-практики подразделяются на непрофессионалов и профессионалов. Непрофессионалы — это люди разных профессий, занимающиеся йогой ради здоровья либо для развития своих способностей, гармонии, то есть физического, психического и духовного совершенствования. Для них Индии созданы институты йоготерапии и йогокультуры,
В дальнейшем постепенно появляются отдельные комплексы физических упражнений (асан), которые в течение тысячелетий проходят апробацию и испытываются в различных условиях разными людьми. А народная мудрость сохраняет лишь самое ценное и самое полезное. Так появляется стройное учение — йога — путь психофизического самосовершенст вования.
Йога получила большое признание и распространение и в других странах мира. Почти во всех из них созданы общества, секции, клубы, институты йоготерапии и йогокультуры или лаборатории, где с помощью современной медицинской техники и аппаратуры изучаются с целью дать научное обоснование достижения индийских йогов, а также проводятся практические занятия по Хатха-йоге. Туда часто приглашаются специалисты из Индии.
В Индии в 1965 году принято правительственное постановление о введении изучения йоги в армии, полиции и в учебных заведениях страны.
В ряде стран Хатха-йога введена в систему обязательной физической подготовки военнослужащих, в первую очередь летчиков и подводников. Многие спортсмены и космонавты в своих тренировках зачастую успешно используют методы йоги. В ряде стран по телевидению регулярно передаются практические комплексы Хатха-йоги.
Созданы Международный всемирный союз йоги со штаб-квартирой в Стокгольме (Швеция) и Европейская ассоциация йоги со штаб-квартирой в Будапеште (Венгрия).
Такой огромный интерес к йоге можно объяснить тем обширным арсеналом средств, которыми она обладает в плане поддержания отличного здоровья, а также профилактики и лечения многих заболеваний. Рекомендации йогов по вопросам дыхания, питания, работы, отыха, гигиены, физической тренировки приобретают актуальное значение и в наше время, так как способствуют здоровому образу жизни.
Психическое равновесие, которое дает йога в наш век стрессов и психологических перегрузок, невозможно переоценить.
Все желающие достичь успехов в йоге должны строго соблюдать методические правила занятий, советы и рекомендации по этой системе, которые будут даваться в этой работе, постепенно осваивать их практически. Именно постепенно, йога не терпит спешки. И действительно, усвоение огромного количества упражнений в короткий срок может принести человеку только вред, так как тем самым исключается поступательное физиологическое воздействие на организм в целом.
Существуют некоторые ситуации, когда нельзя заниматься физическими упражнениями по системе Хатха-йога, а именно:
Кроме того, имеется ряд противопоказаний при тех или иных заболеваниях, которые указываются при описании упражнений комплекса.
Йога не является панацеей от всех болезней, но она оказывает комплексное воздействие на работу всех внутренних органов, желез внутренней секреции, нервную систему и тем самым помогает излечиванию многих заболеваний.