Впервые наиболее полно система йога была детально представлена и систематизирована древнеиндийским мудрецом Патаджали в 1-м веке до н.э. в его классическом труде "Йога-сутра", состоящем из 185 сжатых выразительных афоризмов.
Патаджали определил средства самосовершенствования (физического, морального и духовного), известного как 8 ступеней освоения йоги. Подразумевается, что, постепенно восходя по этим ступеням, ученик достигает как полного господства и контроля над собой, над всеми физиологическими процессами, происходящими в организме, так и контроля над своими чувствами. Иными словами, формируется гармония тела и сознания.
В системе Патанджали отражены практически все основные аспекты йоги. Первая и вторая ступени, то есть Яма и Нияма, составляют Крия-йогу. Асана и Пранаяма, то есть третья и четвертая ступени, объединяются в Хатха-йогу. Пятая, шестая, седьмая и восьмая ступени, а именно: Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи — составляют Раджа-йогу,
Яма и Нияма приводят под контроль чувства и эмоции. Асаны сохраняют здоровье, силу тела и гармоничность с природой. Пранаяма и Пратьяхара дают возможность управлять дыханием и через это - управлять разумом. Последние три ступени (Дхарана, Дхияна и Самадхи) сохраняют йога в гармонии с самим собой и силами вселенной.
Основные виды (формы) йоги: 1) Хатха-йога - нижняя, но очень важная ступень йоги. Является базовой основой для других видов йоги. Дает совершенное, телесное здоровье, совершенное функционирование всех органов и систем организма; 2) Раджа-йога - путь достижения целей йоги через специальные упражнения, в основе которых сосредоточение и медитация; 3) Карма-йога - путь достижения целей йоги через труд и деятельность (труд ради труда, а не ради результатов); 4)Жнани-йога -путь достижения целей йоги через знания (путь ученого); 5) Бхак-ти-йога - путь достижения целей йоги через любовь к Абсолюту (природе, высшим силам).
Йоги придают большое значение Крия-йоге, этому важному нравственному аспекту, без изучения и усвоения которого трудно достичь серьезных успехов в йоге.
Мораль, совесть, честь всегда и во все времена ставились во главу угла в любом обществе.
Слово «крия» означает «действие, деятельность».
Слово «яма» в переводе на русский язык означает «смерть», «отказ». А именно отказ от плохих внутренних качеств, черт характера, отрицательно отражающихся на взаимоотношениях человека и общества, вносящих дисгармонию с социальной средой. Следуя основным правилам, предписанным Ямой, человек ограждает себя от отрицательных эмоций, вредных привычек, неправильных поступков, которые не только ведут к болезням тела, психики, но и к нарушению правил общественного поведения. На первой ступени йоги ученик должен нанести смертельный удар по своим порокам, неправильному поведению и мышлению.
Суть основных правил Ямы заключается в следующем.
Ученик, изучающий Яму, должен заниматься самоанализом утром и вечером не менее 15 минут в спокойной обстановке, когда ему никто не мешает. Анализируя свое поведение, он должен бороться со всем плохим, что обнаружит у себя и культивировать противоположные, то есть положительные качества: дружелюбие, симпатию, сострадание, милосердие, радость, отказ от вредных привычек (алкоголь, курение и другие), стараться избегать общества плохих людей.
Вторая ступень называется Нияма. Слово «нияма» переводится как «возрождение, принятие». На этой ступени ученик занимается возрождением, культивированием хороших внутренних качеств, положительного образа жизни и мышления. Основным правилом здесь является внутреннее и внешнее очищение. Внутреннее очищение предусматривает очищение ума от порочных мыслей, отрицательных черт характера и эмоций, а также развитие благожелательности и других положительных качеств.